Заключение
Корреляционный анализ шкал методики Касселя и опросника Басса и Дерки показал, что чем реже ортопедические больные с врожденной патологией конечностей дают на стимулы проективной методики ответы с образами человека, тем ниже у них враждебность; больше патологических анатомических образов – меньше вербальная агрессия. Чем выше значения, полученные по шкале соматического вытеснения, тем выше они оценивают своё состояние, определяя его как состояние функционального комфорта, и у них больше проявляется желание оставаться ребенком (не желают взрослеть), и тем ниже – показатель самопонимания. Вытесненная в бессознательное проблема внешности позволяет индивиду чувствовать себя свободным и счастливым, что усиливает контраст несоответствия между грубой физической патологией и относительно адаптированным поведением.
В группе ортопедических больных с приобретенной патологией корреляционный анализ показал, что чем чаще больные дают ответы на стимулы методики Касселя с образом человека, тем ниже у них показатели раздражительности и агрессивности; чем больше у них имеется ответов, содержащих образы животных, тем выше показатели подозрительности и меньше чувство вины; чем больше анатомических ответов, тем выше уровень косвенной агрессии (как и у больных с врожденной патологией), что может рассматриваться как проявление замещенной агрессии на обстоятельства, приведшие к физическому уродству, что также согласуется с проявлением у больных тенденций к экстрапунитивным реакциям.
Еще по теме:
Фазы подросткового возраста и их общая характеристика
В отечественной литературе существует различение предподросткового кризиса и стабильного подросткового возраста [19]. Относительно данного исследования, мы так же будем придерживаться этой трактовки. Мы согласны c мнением К.Н. Поливановой ...
Особенности физиологического развития младшего школьника
Каждая стадия психического развития ребёнка тесно связана с созреванием физиологических систем его организма, младший школьный возраст не является исключением. К 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полуша ...
Младший школьный возраст
Ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение, однако специфика каждого возраста определяется тем, освоение каких сторон действительности осуществляется ребенком в ходе учения. Это и определяет ведущую деятельность каж ...