Копинг-поведение и его связь с защитными механизмами

Материалы » Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей » Копинг-поведение и его связь с защитными механизмами

Страница 5

Эффективность копинга проявляется в продолжительности позитивных последствий. Они могут быть либо кратковременными: обычно их измеряют по психофизиологическим и аффективным показателям, по тому, насколько быстро люди возвращаются к уровню дострессовой активности; либо долговременными, оказывающими влияние на психологическое благополучие семьи, улучшение ее социального функционирования (обычно их трудно учесть).

Вопрос об эффективности любого копинг-стиля является открытым. Дело в том, что те способы поведения, которые помогают в одних ситуациях, могут не работать в других. Например, известно, что восстановление эмоционального баланса при помощи пассивных стратегий (не через решение проблемы) используется более интенсивно, если источник стресса неясен, и у человека нет знаний, умений или реальных возможностей уменьшить его. Использование проблемно ориентированного копинга в совершенно неподдающейся контролю ситуации также оказывается малопродуктивным, истощает ресурсы [21].

Уровень и качество преодоления жизненных трудностей зависят от того, насколько успешно функционирует семья, то есть от того, как она выполняет свои главные функции. Функции семьи – это деятельность семьи, направленная наудовлетворение потребностей ее членов и общества в целом. Нормально функционирующая семья – это семья, которая обеспечивает необходимый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов. Дисфункциональная семья – та, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для проявлений горизонтальных и вертикальных стрессоров.

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья; дисфункциональная семья; семьи группы риска; негармоничная семья [14].

Различают следующие типы неблагополучных семей: педагогически некомпетентная; конфликтная; аморальная; асоциальная.

Рассмотрим совладеющее со стрессом поведение в семьях с нормальным и нарушенным функционированием [21].

Таблица 1 – Совпадающее поведение в семьях с нормальным и нарушенным функционированием

Семейные параметры

Функциональная семья

Дисфункциональная семья

Идентификация стрессора

Четкое, принятие

Нечеткое, отрицание

Локус проблемы

Это общее дело

Это дело одного человека

Подход к проблеме

Решение

Обвинение других

Терпимость друг к другу

Высокая

Низкая

Участие и забота

Прямые, явные

Непрямые, неявные

Общение

Открытость

Уход в себя, закрытость

Сплоченность

Высокая

Низкая

Семейные роли

Гибкие

Жесткие

Использование ресурсов

Полное

Неполное

Насилие

Нет

Есть

Употребление алкоголя, наркотиков

Редко

Часто

Наличие лидера

Один лидер либо равенство

Отсутствие лидера, «паралич решений»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Классификация нарушений речевого развития
Известно, что нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта. Поскол ...

Профильное обучение старшеклассников
Суть концепции "профильного обучения" заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвер ...

Понятие самооценки и её виды
Самооценка-отношение к самому себе в целом и к своим отдельным качествам. Среди источников формирования самооценки- сравнение себя с другими, оценки других людей, сопоставления различных вариантов Я-образа, а также субъективная значимость ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru