Копинг-поведение и его связь с защитными механизмами
Эффективность копинга проявляется в продолжительности позитивных последствий. Они могут быть либо кратковременными: обычно их измеряют по психофизиологическим и аффективным показателям, по тому, насколько быстро люди возвращаются к уровню дострессовой активности; либо долговременными, оказывающими влияние на психологическое благополучие семьи, улучшение ее социального функционирования (обычно их трудно учесть).
Вопрос об эффективности любого копинг-стиля является открытым. Дело в том, что те способы поведения, которые помогают в одних ситуациях, могут не работать в других. Например, известно, что восстановление эмоционального баланса при помощи пассивных стратегий (не через решение проблемы) используется более интенсивно, если источник стресса неясен, и у человека нет знаний, умений или реальных возможностей уменьшить его. Использование проблемно ориентированного копинга в совершенно неподдающейся контролю ситуации также оказывается малопродуктивным, истощает ресурсы [21].
Уровень и качество преодоления жизненных трудностей зависят от того, насколько успешно функционирует семья, то есть от того, как она выполняет свои главные функции. Функции семьи – это деятельность семьи, направленная наудовлетворение потребностей ее членов и общества в целом. Нормально функционирующая семья – это семья, которая обеспечивает необходимый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов. Дисфункциональная семья – та, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для проявлений горизонтальных и вертикальных стрессоров.
У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья; дисфункциональная семья; семьи группы риска; негармоничная семья [14].
Различают следующие типы неблагополучных семей: педагогически некомпетентная; конфликтная; аморальная; асоциальная.
Рассмотрим совладеющее со стрессом поведение в семьях с нормальным и нарушенным функционированием [21].
Таблица 1 – Совпадающее поведение в семьях с нормальным и нарушенным функционированием
|
Семейные параметры |
Функциональная семья |
Дисфункциональная семья |
|
Идентификация стрессора |
Четкое, принятие |
Нечеткое, отрицание |
|
Локус проблемы |
Это общее дело |
Это дело одного человека |
|
Подход к проблеме |
Решение |
Обвинение других |
|
Терпимость друг к другу |
Высокая |
Низкая |
|
Участие и забота |
Прямые, явные |
Непрямые, неявные |
|
Общение |
Открытость |
Уход в себя, закрытость |
|
Сплоченность |
Высокая |
Низкая |
|
Семейные роли |
Гибкие |
Жесткие |
|
Использование ресурсов |
Полное |
Неполное |
|
Насилие |
Нет |
Есть |
|
Употребление алкоголя, наркотиков |
Редко |
Часто |
|
Наличие лидера |
Один лидер либо равенство |
Отсутствие лидера, «паралич решений» |
Еще по теме:
Понятия «инновации», «нововведения», виды, социально-психологические
проблемы
К настоящему времени сложилась целая область науки – инноватика. Внутри самой инноватики появились относительно самостоятельные направления: формирование новшеств; сопротивление нововведениям; диффузия (распространение) новшеств; адаптаци ...
Понятие культурного ассимилятора
Культурный ассимилятор - одна из кросс-культурных техник, получившая наиболее широкое распространение во многих странах мира. Она воплощает атрибутивный подход. Цель при использовании данного метода научить человека видеть ситуацию с точк ...
Понятие об индивидуальности. Проблема проявления индивидуальности в дошкольном
возрасте
Индивидуальность –
своеобразное сочетание индивидуальных свойств и психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличающее его от других людей. Имеет 2 основных
направления: биологическое
(продолжение и сохранен ...



