Классификация мотивов

Материалы » Сравнительный анализ учебной и профессиональной педагогической мотивации » Классификация мотивов

Страница 2

[16].

Несмотря на остроумное использование всех возможностей корреляционно – статистического анализа, несмотря на чудовищно трудоёмкие исследования, на сегодняшний день факторно – аналитическая теория свойств не оказала решающего влияния на психологию мотивации. Причина состоит в описательной (а не объяснительной) природе корреляционных процедур – они раскрывают, что с чем сочетается, но не что к чему ведёт.

Таблица 1.1 Динамическая решётка устремлений по Кеттеллу.

Цель

Эмоция

Высказывание, отражающее установку

Брачные отношения

Сексуальное удовольствие

Я хочу завести роман с красивой женщиной

Общение

Одиночество

Я хочу быть членом клуба

Родительская опека

Сострадание

Я хочу помогать страждущим, кто бы они ни были

Исследование

Любопытство

Мне нравится читать книги, газеты и журналы

Безопасность

Страх

Я хочу, чтобы мой дом был лучше защищён от атомной бомбы

Самоутверждение

Гордость

Я хочу быть одетым так, чтобы мой вид вызывал восхищение

С помощью факторного анализа каталогом Кеттелла была сделана ещё одна попытка их классификации: перечень потребностей Мюррея 1938 г. Работа Мюррея «Исследования личности» (1938 года) является точкой пересечения ряда важных линий, по которым развивалась психология мотивации, а именно линий, берущих начало от Мак – Дауголла, Фрейда и Левина

[16].

Он свёл воедино и классифицировал ряд различных теоретических подходов, именно тех, что оказались важными для объяснения поведения, разработал систему понятий, которая использовалась исследователями при построении теорий и измерений мотивов. Проблему классификации мотивов он связывал не только с их измерением, но и с ситуативной актуализацией, со сменой и возобновлением мотивации, с мотивированной целенаправленностью и конфликтом мотивов.

Перечень психогенных потребностей по Мюррею, в порядке латинского алфавита: унижения, достижения, аффилиации, агрессии, независимости, противодействия, уважения, защиты, доминирования, привлечения внимания к себе, избегания вреда, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, поиска помощи, понимания.

Гораздо сильнее, чем классификация мотивов Мюррея, была связана с теорией свойств модели Маслоу, наиболее полно описанная в его книге «Мотивация и личность» 1954 г. Основной идеей классификации Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящего, что, прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня. Иерархия потребностей начинается с физиологических потребностей, далее следуют потребности безопасности и потребности в социальных связях, затем потребности самоуважения и наконец, самоактуализации. Для младенца на первом месте стоит удовлетворение физиологических потребностей, для ребёнка чуть постарше более актуальной становится безопасность, затем следуют социальные контакты и самооценка. Лишь в подростковом возрасте приобретают значение некоторые аспекты самоактуализации, которые в лучшем случае могут быть реализованы уже в зрелом возрасте. В случае конфликта между потребностями различных иерархических уровней побеждает низшая потребность [54, с 265].

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Дифференциация лидерских ролей
Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: · роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленн ...

Подростки с поведенческим нарушениями и аномалиями развития
Клинической дифференциации нарушений поведения у подростков посвящен большой ряд исследований отечественных психиатров (Г.Е. Сухарева, М.И. Лапидес с сотр., М.С. Певзнер, О.В. Кербиков, В.Я. Гиндикин, В.А. Гурьева, А.Е. Личко, В.В. Ковале ...

Определение уровня зрелости нервных процессов: теппинг-тест
В диагностической работе мы воспользовались теппинг-тестом О. Черниковой (в модификации А.И. Вайнштейна, В.П. Жура, Л.В. Кармановой). [16, с.355] На листе бумаги воспитателем (психологом) рисуются 6 квадратов. Нумеруются они следующим об ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru