Понятие мотивации в зарубежной психологии
Другой вариант когнитивной теории связан с разработкой понятия атрибуция.
Во второй половине XX века появились мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, X. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. Макклелланда, в которых мотивация связывалась с ожиданием вероятности успеха и ценностью достигаемой цели.
Дальнейшая разработка проблемы мотивации в зарубежной психологии в основном происходила за счет изменений именно в когнитивных мотивационных концепциях.
Все рассмотренные нами теории имеют свои достоинства и недостатки. Основной их недостаток заключается в том, что они в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологии.
В данном исследовании нас интересует концепция деятельности А.Н.Леонтьева, т.к. согласно ей истоки мотивации лежат в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствует потребности человека; в системе деятельности, из которых оно складывается, - разнообразие мотивов; множество действий, формирующих деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существует отношение изоморфизма, т.е. взаимного соответствия.
Еще по теме:
Волевое действие
Воля. Определяется тем, в какой мере человек способен преодолевать препятствия и трудности на своем пути к цели, умеет ли управлять своим поведением, подчинять свою деятельность поставленным задачам. Волю можно понимать как психическую де ...
Этапы и процедура исследования
1 этап.
На первом этапе был
проведен опрос экспертов (лидеров компаний, проработавших в ней не менее трех лет и имеющих высокие маркетинговые показатели) (Приложение:6). Опрос экспертов позволяет определить мотивационные свойства личност ...
Понятие атрибуции
Атрибуция (от англ. Attribution, что означает приписывание) - приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Это основной способ «достраивания» непосредственно ...