Заключение

Материалы » Общая характеристика эмоциональных процессов » Заключение

Подводя итог вышеизложенному в данной работе следует отметить, что эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни.

Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций.

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания.

Эмоции подразделяются на собственно эмоции, чувства, настроение, аффект и стресс. Параметры, по которым характеризуются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, направленность, динамика развития.

Существуют две разные точки зрения на вопрос: развиваются ли эмоции в течении жизни человека.

Исследователи по-разному отвечают на данный вопрос. Одни утверждают, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение – о том, что эмоциональная сфера человека развивается.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными характеристиками эмоциональных процессов. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Эти эмоции развиваются. Вот поэтому знание эмоциональных процессов поможет научиться управлять эмоциями, а психологам правильно сделать психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях, создать благоприятный психологический климат в коллективе, что так необходимо в настоящее время.

[1] У.Джемс. Научные основы психологии // Психология эмоций: Тексты – М., 1997. с.58.

[2] И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан. Психология. 2-е изд., 2003 г., с.197-201.

[3] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Эмоции и деятельность. – СПб.: Питер, 2003. с.565.

[4] Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М., 1986. / Что такое эмоция. с.16-17.

[5] А.С.Молчанова. На вкус, на цвет… М., 1966, с.120.

[6] В.К.Вилюнас. Психология эмоциональных явлений // Функциональная классификация эмоций. 1976, с.100-119.

[7] Е.И.Рогов. Эмоции и воля // Виды чувств. 1999, с.60-61.

[8] А.Н.Леонтьев. деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

[9] Е.П.Ильин. эмоции и чувства // Характеристика различных видов эмоционального реагирования. Аффект, 2001., с.52-54.

[10] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Виды эмоциональных переживаний. Аффект. 2003, с.579-580.

[11] Ю.Г.Чирков. Стресс без дистресса. 1988.

[12] Лазарус Г. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс, 1970.

[13] Дубровина И.В., Данилова. Психология. // Эмоциональные состояния. Стресс. 2003, с.205-206.

[14] Рибунштейн Л.С. Основы общей психологии // Виды эмоциональных переживаний. 2003, с.581-583.

[15] Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. 1964, с.106-110.

[16] А.Н.Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

[17] Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1984, с.10.

[18] Е.П.Ильин. Эмоции и чувства // Методы изучения эмоциональной сферы человека. 2001, с.437-446.

Еще по теме:

Предметная рефлексия
Понимание рефлексии в интеллектуальном аспекте - «выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия» - служит одним из оснований, позволяющих раскрыть представления о психологических механизмах теоретическог ...

Изменение самооценки подростка в условиях кружковой работы
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Для этого сложного этапа показательны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений ...

Специфика консультирования по телефону
Специфика оказания экстренной психологической помощи задает дополнительные ограничения, которые усиливают эмоциональное напряжение для сотрудника телефона доверия: - невозможность подготовиться к звонку: позвонить могут в любой момент с ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru