Заключение

Материалы » Общая характеристика эмоциональных процессов » Заключение

Подводя итог вышеизложенному в данной работе следует отметить, что эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни.

Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций.

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания.

Эмоции подразделяются на собственно эмоции, чувства, настроение, аффект и стресс. Параметры, по которым характеризуются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, направленность, динамика развития.

Существуют две разные точки зрения на вопрос: развиваются ли эмоции в течении жизни человека.

Исследователи по-разному отвечают на данный вопрос. Одни утверждают, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение – о том, что эмоциональная сфера человека развивается.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными характеристиками эмоциональных процессов. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Эти эмоции развиваются. Вот поэтому знание эмоциональных процессов поможет научиться управлять эмоциями, а психологам правильно сделать психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях, создать благоприятный психологический климат в коллективе, что так необходимо в настоящее время.

[1] У.Джемс. Научные основы психологии // Психология эмоций: Тексты – М., 1997. с.58.

[2] И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан. Психология. 2-е изд., 2003 г., с.197-201.

[3] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Эмоции и деятельность. – СПб.: Питер, 2003. с.565.

[4] Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М., 1986. / Что такое эмоция. с.16-17.

[5] А.С.Молчанова. На вкус, на цвет… М., 1966, с.120.

[6] В.К.Вилюнас. Психология эмоциональных явлений // Функциональная классификация эмоций. 1976, с.100-119.

[7] Е.И.Рогов. Эмоции и воля // Виды чувств. 1999, с.60-61.

[8] А.Н.Леонтьев. деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

[9] Е.П.Ильин. эмоции и чувства // Характеристика различных видов эмоционального реагирования. Аффект, 2001., с.52-54.

[10] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Виды эмоциональных переживаний. Аффект. 2003, с.579-580.

[11] Ю.Г.Чирков. Стресс без дистресса. 1988.

[12] Лазарус Г. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс, 1970.

[13] Дубровина И.В., Данилова. Психология. // Эмоциональные состояния. Стресс. 2003, с.205-206.

[14] Рибунштейн Л.С. Основы общей психологии // Виды эмоциональных переживаний. 2003, с.581-583.

[15] Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. 1964, с.106-110.

[16] А.Н.Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

[17] Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1984, с.10.

[18] Е.П.Ильин. Эмоции и чувства // Методы изучения эмоциональной сферы человека. 2001, с.437-446.

Еще по теме:

Восприятие. Общая характеристика
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собо ...

Развитие и формирование личности депривированного ребёнка
Уже вскоре после рождения ребенка происходят события, имеющие важное значение для формирования его будущей личности: становление общения в ходе контактов с близкими взрослыми. Общение имеет прямое отношение к развитию личности детей потом ...

Классификация видов психологического тренинга
Для классификации тренинга применяются различные основания: теоретическая ориентация конкретных программ, цели тренинга, уровень психической организации, на котором ожидаются изменения. Одним из самых очевидных способов классификации явл ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru