Классификация эмоциональных процессов и состояний

Материалы » Общая характеристика эмоциональных процессов » Классификация эмоциональных процессов и состояний

Страница 2

Наиболее известно деление эмоций по их субъективному переживанию. Здесь выделяют две категории: эмоции положительные, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие нас удовольствие, и эмоции отрицательные, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и доставляющие неудовольствие.

С другой стороны, все эмоции можно классифицировать по их содержанию. При этом выделяют простые и сложные эмоции. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным – моральное чувство, эстетическое чувство и т.д.

Наконец, выделяют следующие эмоциональные процессы: чувственный тон, настроение, аффект, собственно эмоции, стресс, фрустрация, страсть, высшие чувства. Эту классификацию предложил Е.И.Рогов.[7]

Наиболее распространенной является классификация эмоциональных процессов А.Н.Леонтьева. Он считает, что эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенно эмоций состоит в том, что они отражают отношения между потребностями и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. Одни и те же процессы, осуществляющие разные деятельности, могут приобретать разную и даже противоположную эмоциональную окраску. Эмоциональные состояния, возникая в предметных ситуациях, как бы «метят» на своем языке эти ситуации и объекты.

Эмоциональные состояния имеют у человека свою историю, свое развитие. При этом происходит изменение их функций и их дифференциация, так что они образуют существенно разные уровни и классы. Это аффекты, возникающие внезапно и невольно; далее, это собственно эмоции – состояния преимущественно ситуационные, с ними связаны предметные чувства, то есть устойчивые, «кристаллизованные» в предмете эмоциональные переживания, наконец, это настроения – очень важные по своей «личностной» функции субъективные явления. Эти классы эмоциональных состояний вступают между собой в сложные отношения.[8]

Т.Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т.е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные.

Рид строил классификацию на основании отношения к источнику действия. Все эмоции он делил на три группы: 1) которым свойственно механическое начало (инстинкты, привычки); 2) эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации); 3) эмоции с рациональным началом (самолюбие, долг).

И.Кант сводил все эмоции к двум группам, в основе которых лежала причина возникновения эмоций: сенсуальные и интеллектуальные. При этом аффекты и страсти он относил к волевой сфере.

А.Бэн (1902) выделял 12 классов эмоций. Основоположник научной психологии В.Вундт считал, что число эмоций настолько велико (больше 50000), что язык не располагает достаточным количеством слов для их обозначения.

Как отмечает П.В.Симонов (1970), ни одна из предложенных классификаций не получила признания.

Л.В.Куликов (1997) делит эмоции («чувства») на активационные, к которым относит бодрость, радость, азарт; тензионные (эмоции напряжения) – гнев, страх, тревога; и самооценочные – печаль, вина, стыд, растерянность.

Итак, подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Но ни одна из этих классификаций не получила широкого признания. Теории же эмоций помогают объяснить поступки человека в разных ситуациях. Эмоции рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков человека.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Потребности достижения и аффимации и их роль в достижении профессионального успеха
Потребность в достижении — наиболее подробно изученная из 20 психол. потребностей, описанных Г. А. Мюрреем в его классической работе «Исследование личности». В ранних исследованиях предполагалось, что Потребность достижения (далее П. д.) ...

Особенности подросткового общения
Подростковый период по продолжительности превосходит все предыдущие периоды развития, здесь наиболее ярко проявляется эффект взросления – взятие «на себя полноценного исполнения социальной роли». [17] Д.Б. Эльконин выделяет это центральны ...

Характеристики социальных групп
Групповая сплоченность и выполнение заданий. Социальное взаимодействие — естественная черта человеческого поведения, но создание существенных, значимых гармоничных взаимосвязей как условие эффективной групповой деятельности представляет с ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru