Заключение

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Заключение

Категория психологической защиты относится в современной психологии к разряду давно и прочно утвердившихся. Она давно вошла во все психологические словари и справочники как общепринятое понятие из области психологии личности. В широком смысле термин "Защита психологическая" употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт" - одно из самых общих определений этого феномена. За этим и аналогичными определениями стоит представление об индивидуально-психологической природе явления психологической защиты и ее механизмов, рожденное еще в рамках психоанализа З. Фрейда

Среди факторов развития личности обучение - один из самых значимых и определяющих, поскольку оно является единственным способом получения образования. Именно в обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которого строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

Задачи развития личности и проблемы, встающие перед студентами, обуславливают необходимость оказания им психологической поддержки в целях: психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации; предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.

Результаты проведенного нами исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. сопротивляемость личности к деструктивным факторам жизнеосуществления обеспечивается функционированием психологической защиты, которая представляет собой регулятивную систему, действующую в ситуации внутреннего или внешнего конфликта.

2. Психологическая защита и развитие личности тесно взаимосвязаны. Психологическая защита является условием развития личности, поскольку обеспечивает ее адаптацию. В то же время, развитие личности является условием активной психологической защиты, так как обеспечивает процесс трансформации личности и ее бытия, необходимый для конструктивного взаимодействия с миром.

3. Возможности оптимизации самозащитных усилий личности связаны с конструированием развивающей среды, в наибольшей мере способствующей реализации личностного потенциала.

4. Психологическая поддержка студентов в образовательном процессе вуза выступает фактором повышения их сопротивляемости к деструктивным влияниям. Успешность психологической поддержки студентов определяется консолидацией усилий ректората, учебно-методического управления, кафедр, деканатов и психологической службы вуза, направленных на создание педагогических условий развития личности, помощь личности в конструировании автономного внутреннего мира, вооружение механизмами и способами саморазвития.

5. Данное исследование показало необходимость дальнейшей разработки проблемы психологической защиты в аспекте активности личности, нацеленной на выявление механизмов противостояния личности деструктивным внешним влияниям и на изучение возможностей развития этих механизмов.

Таким образом, в результате проведенного нами исследования раскрыто теоретическое обоснование и экспериментально подтвержден личностноразвивающий потенциал психологической защиты. Результаты квалификационной работа могут быть использованы при решении проблем личностного развития студентов и их адаптации в вузе.

[1] Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" введенное в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ, №7 от 28. 01. 97 г.

Еще по теме:

Психология агрессии: виды, компоненты, основные теоретические подходы
Проблема агрессивности является предмет большого числа психологических работ : как у нас в стране, так и за рубежом. К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессий. В обыденном сознании "агрессия& ...

Межличностные отношения как важный фактор, влияющий на социальный статус подростка
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее отмечаются измен ...

Диагностика восприятия, памяти и мышления
Исследование развития восприятия. Характерные ошибки при обследовании предметов заключаются в том, что дети не умеют выделять информативных точек и рассматривают весь предмет целиком. Поэтому восприятие занимает длительное время, а систе ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru